Положение о системе ведомственного контроля качества социальных услуг

 

1.ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО

  1. Настоящее Положение разработано на основании ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» (от 30.12.2005 №534-ст);
    ГОСТ Р 52143-2003 (Основные виды социальных услуг)
    ГОСТ Р 52142-2003 (Качество социальных услуг)
    ГОСТ Р 52496 -2005 (Контроль качества социальных услуг)
  2. Целью осуществления контроля качества социального обслуживания учреждений социального обслуживания является обеспечение прав обслуживаемых граждан на получение услуг необходимого объема и надлежащего качества, создание необходимых условий гарантированного удовлетворения законных запросов и потребностей обслуживаемых граждан, повышения эффективности и качества социального обслуживания граждан.
  3. Основными задачами контроля качества социального обслуживания являются:
    -соответствие системы качества требованиям национальных стандартов Российской Федерации и документации на нее;
    -состояние функционирования системы качества социального обслуживания в целом и отдельных ее составных частей;
    -соответствие предоставляемых услуг требованиям нормативных документов;
    -анализ результатов работы учреждения в области качества социального обслуживания с учетом результатов текущего контроля качества;
    -выработка корректирующих действий, направленных на устранение недостатков, выявленных в процессе предоставления услуг, и совершенствование системы качества;
    -мониторинг удовлетворенности качеством услуг обслуживаемых учреждением граждан.
  4. Внутренний контроль качества обслуживания является системной процедурой оценки качества предоставляемых услуг, включающей в себя, организационную структуру контроля качества социального обслуживания, сроки и порядок осуществления контроля качества.

2. ВИДЫ ПРОВЕРОК КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

  1. В учреждении проводятся плановые и оперативные проверки качества обслуживания.
    Плановые проверки качества обслуживания осуществляются по ежегодно утверждаемому директором учреждения и согласованному с комиссией по качеству плану-графику внутренней проверки, составляемому руководителями структурных подразделений учреждения не реже 2-х раз в год по каждому работнику учреждения. Плановые проверки проводятся по деятельности всех работников учреждения.
  2. Оперативные проверки качества обслуживания проводятся на основании приказов директора учреждения:
    -в случае резкого ухудшения показателей, характеризующих конечные результаты работы по обеспечению качества услуг, предоставляемых каким-либо подразделением или учреждением в целом;
    -в случае необходимости оценки эффективности корректирующих действий, осуществляемых по результатам проведенных ранее проверок системы качества;
    -при значительных изменениях организации работы и технологий предоставления услуг, которые могут сказаться на их качестве;
    -при поступлении от обслуживаемых граждан учреждения жалоб на качество социального обслуживания.

3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.

  1. Организационная структура системы качества социального обслуживания включает в себя 3 звена контроля:
    1 звено – ответственные исполнители по проведению проверок (заведующие отделениями, отделами)
    2 звено – лицо, ответственное за контроль качества социального обслуживания по направлению (заместитель директора)
    3 звено – комиссия по контролю качества учреждения социального обслуживания.
  2. Основными направлениями контроля качества социального обслуживания учреждения являются:
    -медицинское направление
    -реабилитационное направление;
    -социальное направление;
    -хозяйственно-бытовое направление.
  3. На ответственных исполнителей по проведению контроля качества социального обслуживания возлагается ответственность за:
    -планирование и организацию контроля качества социального обслуживания отделения;
    -проведение плановых проверок контроля в соответствии с планом-графиком, отражение результатов контроля в справках контроля и картах оценки качества;
    -проведение мониторинга качества социального обслуживания по отделению не реже 2-х раз в год;
    -проведение обучающей работы с персоналом, направленной на повышение качества социального обслуживания населения;
    -предоставление сведений не реже 2-х раз в год о результатах мониторинга лицу, ответственному за контроль качества социального обслуживания по направлению.
  4. На лицо, ответственное за контроль качества социального обслуживания по направлению возлагается ответственность за:
    -общее руководство по организации контроля по курируемому направлению;
    -проведение плановых проверок деятельности ответственных исполнителей не реже 1 раза в квартал в соответствии с планом-графиком и отражение результатов проверок в картах оценки качества социального обслуживания;
    -проведение тематических проверок в курируемых подразделениях с отражением результатов проверок в справках контроля;
    -планирование и организацию методической работы по повышению квалификации и профессионализма работников в соответствии с выявленными проблемами при проведении контроля;
    -предоставление сведений не реже 2-х раз в год в комиссию по контролю качества учреждения по своему курируемому направлению;
    -проведение оперативных проверок контроля качества и предоставление их результатов директору.
  5. Комиссия по контролю качества социального обслуживания является постоянно действующим объединением учреждения. Персональный состав комиссии по контролю качества ежегодно до 25 декабря утверждается приказом директора учреждения. В своей деятельности комиссия по контролю качества руководствуется действующим законодательством, Уставом учреждения, Положением о комиссии контроля качества, настоящим Положением. На комиссию по контролю качества возлагается ответственность за:
    -текущий мониторинг качества социального обслуживания населения (1 раз в 6 месяцев);
    -сравнительный мониторинг качества социального обслуживания населения (в том числе в сравнении с предыдущими периодами);
    -участие в планировании работы по повышению квалификации и профессионализма персонала учреждения с целью повышения качества социального обслуживания;
    -участие в оперативных проверках контроля качества и предоставление выводов комиссии директору;
    -предоставление результатов мониторинга качества социального обслуживания директору учреждения не реже 2 раз в год, а также по запросу директора.

4. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

  1. При проведении контроля качества социального обслуживания обязательной документацией ответственных исполнителей по проведению контроля являются:
    1. план-график контроля по отделению;
    2. справки контроля (справки посещения обслуживаемых граждан, справки по ведению документации, справки по результатам посещения мероприятий, занятий, режимных моментов и т.д.);
    3. карта оценки качества деятельности работника (приложение №1);
    4. сводная карта оценки качества деятельности отделений по критериям за 6 месяцев;
    5. мониторинг по результатам контроля деятельности отделения за 6 месяцев;
    6. анализ качества социального обслуживания отделения за год.
  2. При проведении контроля качества социального обслуживания обязательной документацией лицо, ответственное за контроль качества социального обслуживания по направлению обязано вести следующую документацию:
    1. план-график контроля качества по направлению;
    2. справки по результатам тематического контроля по направлениям деятельности учреждения;
    3. карты контроля деятельности заведующих отделениями (не реже 1 раза в квартал);
    4. справки по результатам оперативных проверок;
    5. мониторинг по результатам контроля деятельности отделений курируемого направления за 6 месяцев;
    6. сводная карта оценки качества деятельности по направлению по критериям за 6 месяцев;
    7. анализ контроля качества направления за год.
  3. Комиссия по контролю качества учреждения ведет в установленном порядке следующую документацию:
    1. план заседаний комиссии на год;
    2. протоколы заседаний комиссии;
    3. акты по результатам оперативных проверок;
    4. мониторинг по результатам контроля качества учреждения за 6 месяцев;
    5. сводная карта оценки качества социального обслуживания учреждения за 6 месяцев;
    6. сравнительный анализ оценки качества социального обслуживания учреждения (в том числе с предыдущими периодами);
    7. предложения по совершенствованию системы контроля качества, по повышению квалификации и профессионализма работников учреждения.

 

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ПОРЯДОК И СРОКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРОК

    1. Ежегодно, не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому периоду (20 декабря и 20 июня) заведующим отделением составляется план-график контроля качества социального обслуживания сроком на 6 месяцев и предоставляется заместителю директора. Заместитель директора представляет директору на утверждение план-график по курируемому направлению не позднее 25 числа месяца, предшествующего планируемому периоду. После утверждения план-график контроля качества социального обслуживания передается директором в комиссию по контролю качества учреждения для согласования. Все изменения в график контроля после утверждения директором и согласования комиссией вносятся приказом директора по согласованию с комиссией контроля качества. Период контроля качества по одному работнику составляет 5 рабочих дней.
    2. Объекты проверки качества социального обслуживания:
        При проведении контроля качества ответственными исполнителями объектами контроля качества являются:
        1. услуги, предоставляемые обслуживаемым гражданам Учреждения;
        2. наличие и состояние документации;
        3. квалификация и профессионализм персонала;
        4. информационная работа;
    3. При проведении контроля качества по направлению лица, ответственные за проведение контроля качества, и члены комиссии по контролю качества Учреждения учитывают два дополнительных объекта контроля:
      1. специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
      2. местонахождение учреждения.
    4. Критерии оценки качества по объектам проверки качества ответственными исполнителями:
       Объект проверки  Критерии контроля
       Услуги  
      • Полнота предоставления социальных услуг
      • Своевременность предоставления социальных услуг
      • Регулярность предоставления социальных услуг
      • Результативность и эффективность предоставления социальных услуг
       Документация  
      • Наличие установленной документации
      • Соблюдение требований ведения установленной документации
      • Своевременность предоставления плановой и отчетной документации
       Квалификация и профессионализм персонала  
      • Исполнительская дисциплина
      • Соблюдение требований охраны труда, ППБ, СанПиН
      • Выполнение должностных обязанностей
      • Участие в методических объединениях, мероприятиях
       Информационная работа  Своевременное информирование обслуживаемых граждан о предоставляемых услугах
    5. Показатели оценки критериев контроля качества:
        При определении оценки контроля качества по критерию используется 10-ти балльная система оценок, где:
        • 10 баллов – критерий соответствует установленным требованиям и нормам от 80 до 100% (при оценке критериев проверяющим выявлены незначительные нарушения, не более чем по 2 критериям, отраженные в справках контроля)
        • 5 баллов – критерий соответствует установленным требованиям и нормам от 60 до 79% (при оценке критерия проверяющим выявлены незначительные нарушения по ряду критериев, отраженные в справках контроля)
        • 1 балл – критерий соответствует установленным требованиям и нормам менее 60% (при оценке контроля проверяющим выявлены значительные нарушения установленных норм и требований, имеются жалобы со стороны обслуживаемых граждан, отраженные в справках контроля)
        При подведении итогов оценки контроля качества ответственные исполнители учитывают дополнительные критерии, влияющие на качество социального обслуживания:
        • руководство постоянно действующими комиссиями и объединениями учреждения;
        • участие работника в конкурсах профессионального мастерства;
        • выполнение работником разовых особо важных работ и поручений;
        • внедрение в работу передовых методик и технологий;
        • разработка методик и программ;
        • участие в городских, областных, Всероссийских научно-методических мероприятиях и конкурсах;
        • разработка и реализация грантовых проектов.

      За каждый из указанных критериев устанавливается дополнительно 1 балл.

    6. Оценка качества социального обслуживания проводится по следующим формулам:
      • Оценка качества социального обслуживания по каждому специалисту подводится ответственными исполнителями
      • Оценка качества социального обслуживания структурных подразделений рассчитывается ответственными исполнителями как частное от суммы показателей оценки качества деятельности работников отделения и общего количества работников.
      • Оценка качества социального обслуживания направления рассчитывается лицами, ответственными за контроль качества социального обслуживания по направлениям
      • Оценка качества социального обслуживания Учреждения рассчитывается комиссией по контролю качества
    7. При определении контроля качества социального обслуживания используется шкала определения качества, где:
      • от 1 до 5 баллов – низкое качество социального обслуживания;
      • от 5 до 7,5 баллов – удовлетворительное качество социального обслуживания;
      • от 7,5 до 10 баллов – высокое качество социального обслуживания.
    8. По итогам внутренней проверки качества исполнители и ответственные лица определяют уровень качества обслуживания по отделениям и направлениям. Проводят мониторинг качества обслуживания с выявлением проблемных зон учреждения при оказании социальных услуг.
    9. Результаты контроля за год оформляются в виде справки-анализа об уровне качества социального обслуживания отделения, состоянии системы качества, в котором отражают данные мониторинга, соответствия показателей и результатов деятельности учреждения установленным требованиям в области обеспечения качества предоставляемых услуг. Анализ работы предоставляется лицу, ответственному за контроль качества социального обслуживания не позднее 20 декабря. Лица, ответственные за контроль качества социального обслуживания, предоставляют сводную справку-анализ с отражением данных мониторинга по курируемому направлению директору и в комиссию по контролю качества не позднее 25 декабря.
      • На основании полученных результатов проверки системы качества социального обслуживания комиссией по контролю качества разрабатываются предложения по ее совершенствованию, по внедрению новых методов и средств управления качеством предоставляемых услуг, по улучшению состава и содержания нормативной документации системы контроля качества.
      • Отчет с предложениями по совершенствованию системы контроля качества предоставляется руководителю учреждения.
      • Директор учреждения рассматривает предоставленные документы, не позднее 30 дней со дня их предоставления принимает решение (издает приказ) по совершенствованию системы качества учреждения, иных предложений, вынесенных комиссией по контролю качества учреждения.
      • Результаты контроля качества учреждения доводятся до сведения персонала учреждения на общем собрании коллектива.

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

    1. Работник имеет право на уважительное отношение со стороны проверяющих лиц, получение полной и достоверной информации о результатах контрольных мероприятий. После проведения мероприятий по контролю качества социального обслуживания каждый работник должен быть ознакомлен под роспись со справками контроля, с картой оценки качества социального обслуживания.
    2. Каждый работник имеет право обратиться в комиссию по контролю качества социального обслуживания в случае разногласий с заведующим отделением по результатам контроля. Ответ по результатам разногласий работнику направляется председателем комиссии по контролю качества не позднее 10 дней с момента поступления заявления в комиссию.
    3. Каждый работник учреждения обязать уважительно относится к исполнителям контрольных мероприятий, членам комиссии по контролю качества социального обслуживания. При проведении контрольных мероприятий работник обязан предоставлять контролирующему лицу всю необходимую документацию и информацию по своей деятельности.
    4. Все споры по контролю качества социального обслуживания, неурегулированные настоящим положением разрешаются в установленном законом порядке.
          Политика учреждения в области качества социальных услуг
          1. Система контроля качества предоставления услуг создается с целью:
            • Обеспечения постоянного удовлетворения клиентов предоставляемыми услугами.
            • Повышение качества услуг и эффективности их предоставления.
            • Принятие профилактических мер по предупреждению или урегулированию претензий и жалоб клиентов.
          2. Основными задачами, на решение которых направлена система качества, являются:
            • Осуществление эффективного контроля за техническими, организационными и другими факторами, влияющими на качество предоставляемых услуг.
            • Предотвращение или устранение любых несоответствий услуг, предъявляемым к ним требованиям.
            • Обеспечение стабильного уровня качества услуг.
          3. Принципы системы качества:
            • Приорететности требований клиента по обеспечению качества услуг.
            • Предупреждения проблем качества услуг (проблемы будут предупреждаться, а не выявляться и разрешаться после их возникновения)
            • Соблюдение нормативных документов, регламентирующих требования к порядку и правилам предоставления услуг.
            • Обеспеченности учреждения соответствующими людскими, материально-техническими и другими ресурсами( базовая и оперативная информация, техническая документация, данные о результатах предоставления услуг и их контроля, итоги оценки качества)
            • Четкое распределение полномочий и ответственности персонала за его деятельность по предоставлению услуг, влияющих на их качество.
            • Личная ответственность руководителя учреждения за качество предоставляемых услуг, разработку, внедрение и контроль эффективности системы качества, организацию и общее руководство работы по обеспечению качества.
            • Обеспечение личной ответственности каждого исполнителя за качество услуг в сочетании с моральным и материальным стимулированием качества.
            • Документальное оформление правил и методов обеспечения качества услуг.
            • Обеспечение понимания всеми сотрудниками учреждения требований системыкачества, к политики в области качества.
            • Организационная структура системы качества
          4. В учреждении действует 2-х уровневая система контроля за деятельностью подразделений и отдельных сотрудников в области качества предоставления услуг:
            • Система внезапных проверок
            • Система самоконтроля
          5. Наличие двухуровневой системы контроля способствует соблюдению принципа предупреждения проблем качества, профилактике возможных нарушений в области качества предоставления услуг.
          6. Внезапные проверки осуществляются комиссией по контролю качества за деятельностью подразделений и отдельных сотрудников по оказанию социальных услуг и их соответствием государственным стандартам социального обслуживания.
          7. Система самоконтроля заключается в ежедневном систематическом контроле качества услуг внутри каждого структурного подразделения.
          8. Основными критериями проверок являются:
            • соответствие предоставляемых услуг государственным стандартам и другим нормативным документам в области социального обслуживания;
          9. наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует подразделение (положение об отделениях, правила, инструкции, методики работы с клиентами, эксплутационные документы на оборудование, приборы, аппаратуру, государственные стандарты социального обслуживания)
          10. укомплектованность отделения специалистами и сотрудниками соответствующей квалификации
          11. наличие информации об отделении, порядке и правилах предоставления услуг
          12. техническое оснащение отделения
    5. Порядок внедрения, функционирования и контроля системы качества
      • Комиссия по контролю качества возглавляется зам директора по р/р ОБГУСО «Тулюшкинский психоневрологический интернат». Комиссия осуществляет внезапную проверку каждого структурного подразделения не реже, чем 1раз в год. План для проведения проверок разрабатывается комиссией и утверждается директором учреждения.
      • Конкретный список вопросов проверки с указанием сроков ее проведения вручается для ознакомления зав.отделения. которое подлежит проверке, за 1 день до ее начала под роспись.
      • После окончания проверки комиссия по контролю качества в течении 10дней, документально оформляет результаты проверки, составляет перечень выявленных недостатков, с указанием сроков их выполнения.
      • Список клиентов для проведения опроса определяется путем лотереи.
      • Система самоконтроля.
    6. Каждый руководитель структурного подразделения разрабатывает и утверждает у директора учреждения план работы подразделенияи организует работу по контролю качества предоставления услуг в течении года по утвержденному графику.
      • Показатели качества социальных услуг могут быть использованы для дифференцированной оплаты труда работников.
      • Нормативно-методическая система качества (сведения о комплекте документов всех уровней)
    7. В комплект документов учреждения, необходимый для организации работы системы контроля качества входят:
      • Приказ об утверждении политики в области качества предоставления услуг.
      • Приказ о создании комиссии по контролю качества за деятельностью подразделений и отдельных сотрудников и их соответствию государственным стандартам социального обслуживания.
      • Руководство по организации работы системы контроля качества предоставления услуг.
      • Годовой план работы учреждения в области качества.
      • Список вопросов для проведения проверок
      • Перечень выявленных недостатков.
      • Годовой анализ работы учреждения в области качества предоставления услуг.
    8. В комплект документов каждого сотрудника учреждения необходимой для организации работы системы контроля качества входят:
      • План работы подразделения, включающий мероприятия в области контроля качества
      • График контроля качества отделения
      • План мероприятий по устранению недостатков (если выявлены)
      • Журнал контроля качества отделения
      • Положение об отделении
      • Правила, инструкции, методики работы с клиентами
      • Государственные стандарты социального обслуживания
      • Информация об отделении (буклет)
      • Порядок предоставления услуг
      • Правила предоставления социальных услуг
      • Годовой анализ работы отделения по исполнению сетевых показателей с подробным анализом работы в области контроля качества предоставления услуг.

Ответственность за политику в области качества

Ответственность учреждения за качество предоставляемых услуг, разработку, внедрение и контроль эффективности системы качества, за определение политики в области качества, организацию и общее руководство работами по обеспечению качества, а также за обеспечение понимания всеми сотрудниками учреждения требований системы качества несет директор учреждения.

Ответственность за качество услуг лежит на каждом исполнителе, предоставляющем услуги населени.

Ответственность за обеспечение качества услуг в каждом подразделении несет заведующий отделением.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Для оценки качества социальных услуг оцениваются следующие должности:
- инструктор
-инструктор по физвоспитанию
-социальный работник
- пекарь
- сторож
- кочегар
- слесарь- сантехник
- столяр
- социальный педагог
- воспитатель
- музыкальный руководитель
- специалист по социальной работе
- психолог
- тракторист
- механик
- водитель
- зам.главного бухгалтера
- экономист
- бухгалтер
- юрисконсульт
- специалист о/кадров
- кассир
- секретарь
- специалист по охране труда и ТБ
-программист
-заведующий хозяйством
-уборщик служебных помещений
на основании «Системы оценки качества» в соответствии с пунктами «Критерии оценки».
Контроль качества социальных услуг проводится ежедневно.
В основу ежедневных проверок положен самоконтроль и взаимоконтроль в рамках одной профессиональной группы. Шкала экспертных оценок
в оказании социально-медицинских услуг:
10б.+15%- нет замечаний;
9б. +13,5%- 1 замечание
8б+12%- 2 замечания
7б.+10,5%- 3 замечания
6б.+9%- 4 замечания;
5б.+7,5% – 5 замечаний
4б.+6%- 6 замечаний;
3б.+4,5%- 7 замечаний;
2б.+3% - 8 замечаний;
1б.+0%- дисциплинарное взыскание;

План работы в области качества социального обслуживания в Тулюшкинском ПИ на 2023г

 №п/п  Наименование услуги  Дата  Ответственный
 1.  Разработка планов работы структурных подразделений в области контроля качества предоставления услуг и плана работы на 2023г  январь  Зав.отделениями
Зам дир. по р/р
 2.  Удовлетворенность клиентов качеством социально-бытовых услуг: обеспечение мягким инвентарем, уборка жилых помещ-ий, стрижка ногтей, волос (опрос проживающих)  Март  Психолог
Зам.дир. по р/р
 3.  Проверка качества социально-бытовых услуг (обеспечение мягким инвентарем, уборка жилых помещ-ий, стрижка ногтей, волос)  Март  Комиссия по контролю качества
 4.  Удовлетворенность клиентов качеством социально-медицинских услуг (опрос прож-их)  июнь  Психолог
Зам.дир. по р/р
 5.  Проверка качества социально-медицинских услуг (получение медицинской помощи, содействие в обеспечении техническими средствами реабилитации, систематическое наблюдение за получателями медуслуг)  июнь  Комиссия по контролю качества
 6.  Удовлетворенность клиентов качеством предоставляемых психолого-педагогических услуг (опрос прож-их)  август  Психолог
Зам.дир. по р/р
 7.  Качество представляемых психолого-педагогических услуг(социально-психологическое консультирование);
Оказание помощи в получении юридических услуг
 август  Комиссия по контролю качества
 8.  Удовлетворенность качеством горячего питания, качеством мероприятий по использованию остаточных трудовых возможностей (опрос прож-их)  ноябрь  Психолог
Зам.дир. по р/р
 9.  1.Контроль качества горячего питания (доброкачественность продуктов, разнообразие ассортимента, соответствие нормам выдачи, вкусовые качества, калорийность)
2.Мероприятия по использованию остаточных трудовых возможностей и обучение доступным профессиональным навыкам
 ноябрь  Комиссия по контролю качества
 10.  1.Отчет о работе комиссии по КК за 2016г
2. Разработка плана мероприятий по устранению выявленных недостатков в области предоставления социальных услуг.
 декабрь  Комиссия по контролю качества