Положение о системе ведомственного контроля качества социальных услуг
1.ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО
- Настоящее Положение разработано на основании ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» (от 30.12.2005 №534-ст);
ГОСТ Р 52143-2003 (Основные виды социальных услуг)
ГОСТ Р 52142-2003 (Качество социальных услуг)
ГОСТ Р 52496 -2005 (Контроль качества социальных услуг) - Целью осуществления контроля качества социального обслуживания учреждений социального обслуживания является обеспечение прав обслуживаемых граждан на получение услуг необходимого объема и надлежащего качества, создание необходимых условий гарантированного удовлетворения законных запросов и потребностей обслуживаемых граждан, повышения эффективности и качества социального обслуживания граждан.
- Основными задачами контроля качества социального обслуживания являются:
-соответствие системы качества требованиям национальных стандартов Российской Федерации и документации на нее;
-состояние функционирования системы качества социального обслуживания в целом и отдельных ее составных частей;
-соответствие предоставляемых услуг требованиям нормативных документов;
-анализ результатов работы учреждения в области качества социального обслуживания с учетом результатов текущего контроля качества;
-выработка корректирующих действий, направленных на устранение недостатков, выявленных в процессе предоставления услуг, и совершенствование системы качества;
-мониторинг удовлетворенности качеством услуг обслуживаемых учреждением граждан. - Внутренний контроль качества обслуживания является системной процедурой оценки качества предоставляемых услуг, включающей в себя, организационную структуру контроля качества социального обслуживания, сроки и порядок осуществления контроля качества.
2. ВИДЫ ПРОВЕРОК КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
- В учреждении проводятся плановые и оперативные проверки качества обслуживания.
Плановые проверки качества обслуживания осуществляются по ежегодно утверждаемому директором учреждения и согласованному с комиссией по качеству плану-графику внутренней проверки, составляемому руководителями структурных подразделений учреждения не реже 2-х раз в год по каждому работнику учреждения. Плановые проверки проводятся по деятельности всех работников учреждения. - Оперативные проверки качества обслуживания проводятся на основании приказов директора учреждения:
-в случае резкого ухудшения показателей, характеризующих конечные результаты работы по обеспечению качества услуг, предоставляемых каким-либо подразделением или учреждением в целом;
-в случае необходимости оценки эффективности корректирующих действий, осуществляемых по результатам проведенных ранее проверок системы качества;
-при значительных изменениях организации работы и технологий предоставления услуг, которые могут сказаться на их качестве;
-при поступлении от обслуживаемых граждан учреждения жалоб на качество социального обслуживания.
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
- Организационная структура системы качества социального обслуживания включает в себя 3 звена контроля:
1 звено – ответственные исполнители по проведению проверок (заведующие отделениями, отделами)
2 звено – лицо, ответственное за контроль качества социального обслуживания по направлению (заместитель директора)
3 звено – комиссия по контролю качества учреждения социального обслуживания. - Основными направлениями контроля качества социального обслуживания учреждения являются:
-медицинское направление
-реабилитационное направление;
-социальное направление;
-хозяйственно-бытовое направление. - На ответственных исполнителей по проведению контроля качества социального обслуживания возлагается ответственность за:
-планирование и организацию контроля качества социального обслуживания отделения;
-проведение плановых проверок контроля в соответствии с планом-графиком, отражение результатов контроля в справках контроля и картах оценки качества;
-проведение мониторинга качества социального обслуживания по отделению не реже 2-х раз в год;
-проведение обучающей работы с персоналом, направленной на повышение качества социального обслуживания населения;
-предоставление сведений не реже 2-х раз в год о результатах мониторинга лицу, ответственному за контроль качества социального обслуживания по направлению. - На лицо, ответственное за контроль качества социального обслуживания по направлению возлагается ответственность за:
-общее руководство по организации контроля по курируемому направлению;
-проведение плановых проверок деятельности ответственных исполнителей не реже 1 раза в квартал в соответствии с планом-графиком и отражение результатов проверок в картах оценки качества социального обслуживания;
-проведение тематических проверок в курируемых подразделениях с отражением результатов проверок в справках контроля;
-планирование и организацию методической работы по повышению квалификации и профессионализма работников в соответствии с выявленными проблемами при проведении контроля;
-предоставление сведений не реже 2-х раз в год в комиссию по контролю качества учреждения по своему курируемому направлению;
-проведение оперативных проверок контроля качества и предоставление их результатов директору. - Комиссия по контролю качества социального обслуживания является постоянно действующим объединением учреждения. Персональный состав комиссии по контролю качества ежегодно до 25 декабря утверждается приказом директора учреждения. В своей деятельности комиссия по контролю качества руководствуется действующим законодательством, Уставом учреждения, Положением о комиссии контроля качества, настоящим Положением. На комиссию по контролю качества возлагается ответственность за:
-текущий мониторинг качества социального обслуживания населения (1 раз в 6 месяцев);
-сравнительный мониторинг качества социального обслуживания населения (в том числе в сравнении с предыдущими периодами);
-участие в планировании работы по повышению квалификации и профессионализма персонала учреждения с целью повышения качества социального обслуживания;
-участие в оперативных проверках контроля качества и предоставление выводов комиссии директору;
-предоставление результатов мониторинга качества социального обслуживания директору учреждения не реже 2 раз в год, а также по запросу директора.
4. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
- При проведении контроля качества социального обслуживания обязательной документацией ответственных исполнителей по проведению контроля являются:
- план-график контроля по отделению;
- справки контроля (справки посещения обслуживаемых граждан, справки по ведению документации, справки по результатам посещения мероприятий, занятий, режимных моментов и т.д.);
- карта оценки качества деятельности работника (приложение №1);
- сводная карта оценки качества деятельности отделений по критериям за 6 месяцев;
- мониторинг по результатам контроля деятельности отделения за 6 месяцев;
- анализ качества социального обслуживания отделения за год.
- При проведении контроля качества социального обслуживания обязательной документацией лицо, ответственное за контроль качества социального обслуживания по направлению обязано вести следующую документацию:
- план-график контроля качества по направлению;
- справки по результатам тематического контроля по направлениям деятельности учреждения;
- карты контроля деятельности заведующих отделениями (не реже 1 раза в квартал);
- справки по результатам оперативных проверок;
- мониторинг по результатам контроля деятельности отделений курируемого направления за 6 месяцев;
- сводная карта оценки качества деятельности по направлению по критериям за 6 месяцев;
- анализ контроля качества направления за год.
- Комиссия по контролю качества учреждения ведет в установленном порядке следующую документацию:
- план заседаний комиссии на год;
- протоколы заседаний комиссии;
- акты по результатам оперативных проверок;
- мониторинг по результатам контроля качества учреждения за 6 месяцев;
- сводная карта оценки качества социального обслуживания учреждения за 6 месяцев;
- сравнительный анализ оценки качества социального обслуживания учреждения (в том числе с предыдущими периодами);
- предложения по совершенствованию системы контроля качества, по повышению квалификации и профессионализма работников учреждения.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ПОРЯДОК И СРОКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРОК
- Ежегодно, не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому периоду (20 декабря и 20 июня) заведующим отделением составляется план-график контроля качества социального обслуживания сроком на 6 месяцев и предоставляется заместителю директора. Заместитель директора представляет директору на утверждение план-график по курируемому направлению не позднее 25 числа месяца, предшествующего планируемому периоду. После утверждения план-график контроля качества социального обслуживания передается директором в комиссию по контролю качества учреждения для согласования. Все изменения в график контроля после утверждения директором и согласования комиссией вносятся приказом директора по согласованию с комиссией контроля качества. Период контроля качества по одному работнику составляет 5 рабочих дней.
- Объекты проверки качества социального обслуживания:
- При проведении контроля качества ответственными исполнителями объектами контроля качества являются:
- услуги, предоставляемые обслуживаемым гражданам Учреждения;
- наличие и состояние документации;
- квалификация и профессионализм персонала;
- информационная работа;
При проведении контроля качества по направлению лица, ответственные за проведение контроля качества, и члены комиссии по контролю качества Учреждения учитывают два дополнительных объекта контроля: - специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
- местонахождение учреждения.
- Критерии оценки качества по объектам проверки качества ответственными исполнителями:
Объект проверки Критерии контроля Услуги - Полнота предоставления социальных услуг
- Своевременность предоставления социальных услуг
- Регулярность предоставления социальных услуг
- Результативность и эффективность предоставления социальных услуг
Документация - Наличие установленной документации
- Соблюдение требований ведения установленной документации
- Своевременность предоставления плановой и отчетной документации
Квалификация и профессионализм персонала - Исполнительская дисциплина
- Соблюдение требований охраны труда, ППБ, СанПиН
- Выполнение должностных обязанностей
- Участие в методических объединениях, мероприятиях
Информационная работа Своевременное информирование обслуживаемых граждан о предоставляемых услугах - Показатели оценки критериев контроля качества:
- При определении оценки контроля качества по критерию используется 10-ти балльная система оценок, где:
- 10 баллов – критерий соответствует установленным требованиям и нормам от 80 до 100% (при оценке критериев проверяющим выявлены незначительные нарушения, не более чем по 2 критериям, отраженные в справках контроля)
- 5 баллов – критерий соответствует установленным требованиям и нормам от 60 до 79% (при оценке критерия проверяющим выявлены незначительные нарушения по ряду критериев, отраженные в справках контроля)
- 1 балл – критерий соответствует установленным требованиям и нормам менее 60% (при оценке контроля проверяющим выявлены значительные нарушения установленных норм и требований, имеются жалобы со стороны обслуживаемых граждан, отраженные в справках контроля)
- При подведении итогов оценки контроля качества ответственные исполнители учитывают дополнительные критерии, влияющие на качество социального обслуживания:
- руководство постоянно действующими комиссиями и объединениями учреждения;
- участие работника в конкурсах профессионального мастерства;
- выполнение работником разовых особо важных работ и поручений;
- внедрение в работу передовых методик и технологий;
- разработка методик и программ;
- участие в городских, областных, Всероссийских научно-методических мероприятиях и конкурсах;
- разработка и реализация грантовых проектов.
За каждый из указанных критериев устанавливается дополнительно 1 балл.
- Оценка качества социального обслуживания проводится по следующим формулам:
- Оценка качества социального обслуживания по каждому специалисту подводится ответственными исполнителями
- Оценка качества социального обслуживания структурных подразделений рассчитывается ответственными исполнителями как частное от суммы показателей оценки качества деятельности работников отделения и общего количества работников.
- Оценка качества социального обслуживания направления рассчитывается лицами, ответственными за контроль качества социального обслуживания по направлениям
- Оценка качества социального обслуживания Учреждения рассчитывается комиссией по контролю качества
- При определении контроля качества социального обслуживания используется шкала определения качества, где:
- от 1 до 5 баллов – низкое качество социального обслуживания;
- от 5 до 7,5 баллов – удовлетворительное качество социального обслуживания;
- от 7,5 до 10 баллов – высокое качество социального обслуживания.
- По итогам внутренней проверки качества исполнители и ответственные лица определяют уровень качества обслуживания по отделениям и направлениям. Проводят мониторинг качества обслуживания с выявлением проблемных зон учреждения при оказании социальных услуг.
- Результаты контроля за год оформляются в виде справки-анализа об уровне качества социального обслуживания отделения, состоянии системы качества, в котором отражают данные мониторинга, соответствия показателей и результатов деятельности учреждения установленным требованиям в области обеспечения качества предоставляемых услуг. Анализ работы предоставляется лицу, ответственному за контроль качества социального обслуживания не позднее 20 декабря. Лица, ответственные за контроль качества социального обслуживания, предоставляют сводную справку-анализ с отражением данных мониторинга по курируемому направлению директору и в комиссию по контролю качества не позднее 25 декабря.
- На основании полученных результатов проверки системы качества социального обслуживания комиссией по контролю качества разрабатываются предложения по ее совершенствованию, по внедрению новых методов и средств управления качеством предоставляемых услуг, по улучшению состава и содержания нормативной документации системы контроля качества.
- Отчет с предложениями по совершенствованию системы контроля качества предоставляется руководителю учреждения.
- Директор учреждения рассматривает предоставленные документы, не позднее 30 дней со дня их предоставления принимает решение (издает приказ) по совершенствованию системы качества учреждения, иных предложений, вынесенных комиссией по контролю качества учреждения.
- Результаты контроля качества учреждения доводятся до сведения персонала учреждения на общем собрании коллектива.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
- Работник имеет право на уважительное отношение со стороны проверяющих лиц, получение полной и достоверной информации о результатах контрольных мероприятий. После проведения мероприятий по контролю качества социального обслуживания каждый работник должен быть ознакомлен под роспись со справками контроля, с картой оценки качества социального обслуживания.
- Каждый работник имеет право обратиться в комиссию по контролю качества социального обслуживания в случае разногласий с заведующим отделением по результатам контроля. Ответ по результатам разногласий работнику направляется председателем комиссии по контролю качества не позднее 10 дней с момента поступления заявления в комиссию.
- Каждый работник учреждения обязать уважительно относится к исполнителям контрольных мероприятий, членам комиссии по контролю качества социального обслуживания. При проведении контрольных мероприятий работник обязан предоставлять контролирующему лицу всю необходимую документацию и информацию по своей деятельности.
- Все споры по контролю качества социального обслуживания, неурегулированные настоящим положением разрешаются в установленном законом порядке.
- Система контроля качества предоставления услуг создается с целью:
- Обеспечения постоянного удовлетворения клиентов предоставляемыми услугами.
- Повышение качества услуг и эффективности их предоставления.
- Принятие профилактических мер по предупреждению или урегулированию претензий и жалоб клиентов.
- Основными задачами, на решение которых направлена система качества, являются:
- Осуществление эффективного контроля за техническими, организационными и другими факторами, влияющими на качество предоставляемых услуг.
- Предотвращение или устранение любых несоответствий услуг, предъявляемым к ним требованиям.
- Обеспечение стабильного уровня качества услуг.
- Принципы системы качества:
- Приорететности требований клиента по обеспечению качества услуг.
- Предупреждения проблем качества услуг (проблемы будут предупреждаться, а не выявляться и разрешаться после их возникновения)
- Соблюдение нормативных документов, регламентирующих требования к порядку и правилам предоставления услуг.
- Обеспеченности учреждения соответствующими людскими, материально-техническими и другими ресурсами( базовая и оперативная информация, техническая документация, данные о результатах предоставления услуг и их контроля, итоги оценки качества)
- Четкое распределение полномочий и ответственности персонала за его деятельность по предоставлению услуг, влияющих на их качество.
- Личная ответственность руководителя учреждения за качество предоставляемых услуг, разработку, внедрение и контроль эффективности системы качества, организацию и общее руководство работы по обеспечению качества.
- Обеспечение личной ответственности каждого исполнителя за качество услуг в сочетании с моральным и материальным стимулированием качества.
- Документальное оформление правил и методов обеспечения качества услуг.
- Обеспечение понимания всеми сотрудниками учреждения требований системыкачества, к политики в области качества.
- Организационная структура системы качества
- В учреждении действует 2-х уровневая система контроля за деятельностью подразделений и отдельных сотрудников в области качества предоставления услуг:
- Система внезапных проверок
- Система самоконтроля
- Наличие двухуровневой системы контроля способствует соблюдению принципа предупреждения проблем качества, профилактике возможных нарушений в области качества предоставления услуг.
- Внезапные проверки осуществляются комиссией по контролю качества за деятельностью подразделений и отдельных сотрудников по оказанию социальных услуг и их соответствием государственным стандартам социального обслуживания.
- Система самоконтроля заключается в ежедневном систематическом контроле качества услуг внутри каждого структурного подразделения.
- Основными критериями проверок являются:
- соответствие предоставляемых услуг государственным стандартам и другим нормативным документам в области социального обслуживания;
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует подразделение (положение об отделениях, правила, инструкции, методики работы с клиентами, эксплутационные документы на оборудование, приборы, аппаратуру, государственные стандарты социального обслуживания)
- укомплектованность отделения специалистами и сотрудниками соответствующей квалификации
- наличие информации об отделении, порядке и правилах предоставления услуг
- техническое оснащение отделения
- Политика учреждения в области качества социальных услуг
- Система контроля качества предоставления услуг создается с целью:
- Порядок внедрения, функционирования и контроля системы качества
- Комиссия по контролю качества возглавляется зам директора по р/р ОБГУСО «Тулюшкинский психоневрологический интернат». Комиссия осуществляет внезапную проверку каждого структурного подразделения не реже, чем 1раз в год. План для проведения проверок разрабатывается комиссией и утверждается директором учреждения.
- Конкретный список вопросов проверки с указанием сроков ее проведения вручается для ознакомления зав.отделения. которое подлежит проверке, за 1 день до ее начала под роспись.
- После окончания проверки комиссия по контролю качества в течении 10дней, документально оформляет результаты проверки, составляет перечень выявленных недостатков, с указанием сроков их выполнения.
- Список клиентов для проведения опроса определяется путем лотереи.
- Система самоконтроля.
- Каждый руководитель структурного подразделения разрабатывает и утверждает у директора учреждения план работы подразделенияи организует работу по контролю качества предоставления услуг в течении года по утвержденному графику.
- Показатели качества социальных услуг могут быть использованы для дифференцированной оплаты труда работников.
- Нормативно-методическая система качества (сведения о комплекте документов всех уровней)
- В комплект документов учреждения, необходимый для организации работы системы контроля качества входят:
- Приказ об утверждении политики в области качества предоставления услуг.
- Приказ о создании комиссии по контролю качества за деятельностью подразделений и отдельных сотрудников и их соответствию государственным стандартам социального обслуживания.
- Руководство по организации работы системы контроля качества предоставления услуг.
- Годовой план работы учреждения в области качества.
- Список вопросов для проведения проверок
- Перечень выявленных недостатков.
- Годовой анализ работы учреждения в области качества предоставления услуг.
- В комплект документов каждого сотрудника учреждения необходимой для организации работы системы контроля качества входят:
- План работы подразделения, включающий мероприятия в области контроля качества
- График контроля качества отделения
- План мероприятий по устранению недостатков (если выявлены)
- Журнал контроля качества отделения
- Положение об отделении
- Правила, инструкции, методики работы с клиентами
- Государственные стандарты социального обслуживания
- Информация об отделении (буклет)
- Порядок предоставления услуг
- Правила предоставления социальных услуг
- Годовой анализ работы отделения по исполнению сетевых показателей с подробным анализом работы в области контроля качества предоставления услуг.
Ответственность за политику в области качества
Ответственность учреждения за качество предоставляемых услуг, разработку, внедрение и контроль эффективности системы качества, за определение политики в области качества, организацию и общее руководство работами по обеспечению качества, а также за обеспечение понимания всеми сотрудниками учреждения требований системы качества несет директор учреждения.
Ответственность за качество услуг лежит на каждом исполнителе, предоставляющем услуги населени.
Ответственность за обеспечение качества услуг в каждом подразделении несет заведующий отделением.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Для оценки качества социальных услуг оцениваются следующие должности:
- инструктор
-инструктор по физвоспитанию
-социальный работник
- пекарь
- сторож
- кочегар
- слесарь- сантехник
- столяр
- социальный педагог
- воспитатель
- музыкальный руководитель
- специалист по социальной работе
- психолог
- тракторист
- механик
- водитель
- зам.главного бухгалтера
- экономист
- бухгалтер
- юрисконсульт
- специалист о/кадров
- кассир
- секретарь
- специалист по охране труда и ТБ
-программист
-заведующий хозяйством
-уборщик служебных помещений
на основании «Системы оценки качества» в соответствии с пунктами «Критерии оценки».
Контроль качества социальных услуг проводится ежедневно.
В основу ежедневных проверок положен самоконтроль и взаимоконтроль в рамках одной профессиональной группы. Шкала экспертных оценок
в оказании социально-медицинских услуг:
10б.+15%- нет замечаний;
9б. +13,5%- 1 замечание
8б+12%- 2 замечания
7б.+10,5%- 3 замечания
6б.+9%- 4 замечания;
5б.+7,5% – 5 замечаний
4б.+6%- 6 замечаний;
3б.+4,5%- 7 замечаний;
2б.+3% - 8 замечаний;
1б.+0%- дисциплинарное взыскание;
План работы в области качества социального обслуживания в Тулюшкинском ПИ на 2023г
№п/п | Наименование услуги | Дата | Ответственный |
1. | Разработка планов работы структурных подразделений в области контроля качества предоставления услуг и плана работы на 2023г | январь | Зав.отделениями Зам дир. по р/р |
2. | Удовлетворенность клиентов качеством социально-бытовых услуг: обеспечение мягким инвентарем, уборка жилых помещ-ий, стрижка ногтей, волос (опрос проживающих) | Март | Психолог Зам.дир. по р/р |
3. | Проверка качества социально-бытовых услуг (обеспечение мягким инвентарем, уборка жилых помещ-ий, стрижка ногтей, волос) | Март | Комиссия по контролю качества |
4. | Удовлетворенность клиентов качеством социально-медицинских услуг (опрос прож-их) | июнь | Психолог Зам.дир. по р/р |
5. | Проверка качества социально-медицинских услуг (получение медицинской помощи, содействие в обеспечении техническими средствами реабилитации, систематическое наблюдение за получателями медуслуг) | июнь | Комиссия по контролю качества |
6. | Удовлетворенность клиентов качеством предоставляемых психолого-педагогических услуг (опрос прож-их) | август | Психолог Зам.дир. по р/р |
7. | Качество представляемых психолого-педагогических услуг(социально-психологическое консультирование); Оказание помощи в получении юридических услуг |
август | Комиссия по контролю качества |
8. | Удовлетворенность качеством горячего питания, качеством мероприятий по использованию остаточных трудовых возможностей (опрос прож-их) | ноябрь | Психолог Зам.дир. по р/р |
9. | 1.Контроль качества горячего питания (доброкачественность продуктов, разнообразие ассортимента, соответствие нормам выдачи, вкусовые качества, калорийность) 2.Мероприятия по использованию остаточных трудовых возможностей и обучение доступным профессиональным навыкам |
ноябрь | Комиссия по контролю качества |
10. | 1.Отчет о работе комиссии по КК за 2016г 2. Разработка плана мероприятий по устранению выявленных недостатков в области предоставления социальных услуг. |
декабрь | Комиссия по контролю качества |