Фактически 174
Свободных мест 0
В 2019г. внедрение системы долговременного ухода началось в ОГБУСО «Тулюшкинский психоневрологический интернат». Одним из первых этапов внедрения долговременного ухода явилась типизация. Согласно типизации в учреждении получатели социальных услуг разделены на 5 групп ухода. Следующим этапом – был анализ достаточности и качества предоставления услуг для получателей услуг каждой группы. Акцент был поставлен на предоставление социально-педагогических услуг.
Особый интерес вызвала группа ухода, в которую вошли получатели услуг 4 и 5 степеней (53 человека). Данная группа характеризуется большей степенью зависимости от посторонней помощи и меньшей занятостью по причине трудности в подборе доступных видов деятельности: двигательной, трудовой и социальной. Обнаружилась проблема: низкий процент занятости получателей социальных услуг 4 и 5 групп ухода. Учитывая выше сказанное, возникает необходимость в подборе вариативных методов и форм реабилитации для каждого получателя социальных услуг, относящегося к 4-5 группам ухода.
Анализ возможностей и способностей получателей услуг целевой группы предоставил информацию об особенностях возможных видах деятельности: задействование мелкой моторики рук в деятельности, не требующей особых усилий; включение в совместную работу получателей услуг других групп ухода для примера и подражания; использование танцевальных движений на основе желаний получателей услуг посещать дискотеки; использование любимых видов деятельности – просмотр мультфильмов и общение с животными; введение игр на основе положительного опыта по проведению веселых эстафет.
Следовательно, для поддержания активности данной группы получателей услуг необходимо использовать доступные и безопасные для них способы деятельности. Программа «Признайте меня ценным» включила в себя такие нетрадиционные техники как мульттрапия, анималотерапия, песочная терапия и такие формы двигательной деятельности как подвижные игры, эстафеты и музыкально-танцевальные упражнения.
border="1"
1. |
Наименование практики |
Организация занятости получателей социальных услуг 4 и 5 групп ухода согласно типизации (реализация программы «Признайте меня ценным») |
2. |
Контактные данные организаций, реализующих практику |
ОГБУСО «Тулюшкинский психоневрологический интернат» Сайт учреждения: http://tpsyin.ru Телефон учреждения: 89148773487 Электронная почта учреждения: Контактное лицо: Михеева Анастасия Викторовна |
3. |
Дата начала внедрения практики |
Январь 2020г. |
4. |
Число лиц, задействованных во внедрении практики |
6 сотрудников (заведующий отделением, 3 воспитателя, инструктор по физической культуре и педагог-организатор). |
5. |
Ценностные ориентиры практики |
В основе данного подхода лежат следующие ценностные основания к решению проблем и работе с выбранной категорией населения: признание значимости каждого получателя услуг; принятие ответственности за уровень качества жизни каждого получателя услуг; толерантное отношение к каждому. Специалисты, реализующие практику должны придерживаться следующих профессиональных ценностей: соблюдение кодекса этики; сохранение, поощрение самостоятельности получателя социальных услуг; создание отношений доверия и взаимного уважения; отслеживание изменений в состоянии получателя и регулярное сообщение о них заведующему отделением; внимание к предпочтениям, привычкам и потребностям получателя социальных услуг. |
6. |
Основные целевые группы, на которые направлена практика |
В реализации практики принимают участие получатели социальных услуг в возрасте от 18 лет, с ментальными нарушениями третьей группы ухода (4-5 степени согласно типизации). |
7. |
Число лиц, на которых была распространена практика за последний год |
53 получателя социальных услуг. В ОГБУСО «Тулюшкинский психоневрологический интернат» на государственном обслуживании находится 174 получателя социальных услуг. Целевая группа практики составляет 30% от общего количества проживающих в учреждении. |
8. |
Цель и задачи практики |
Цель: организация занятости получателей услуг 4 и 5 групп ухода. Задачи: 1. Проанализировать возможности получателей социальных услуг. 2. Подобрать вариативные безопасные и доступные формы по организации дневной занятости получателей услуг. 3. Разработать методические рекомендации по организации данной практики. 4. Разработать эффективную систему контроля и самоконтроля для сотрудников реализующих практику. |
5. |
Содержание практики |
Программа «Признайте меня ценным» содержит в себе следующие направления: 1. Мульттерапия предполагает просмотр художественных популярных советских мультфильмов с дальнейшим их обсуждением в группе. Для построения занятия необходимо следовать следующим рекомендациям: использовать только советские мультфильмы, несут в себе мораль и показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку получатели услуг учатся, подражая; продолжительность просмотра должна быть не более 25 минут; на занятии применять методы рассуждения, сравнения, сопереживания; обсуждение необходимо сочетать с наглядным материалом, играми, упражнениями. В структуру занятия обязательно включение гимнастики для глаз. 2. Песочная терапия предполагает групповые занятия по 4-6 человек с кинетическим песком. Видов работ на занятии с песком множество: рисование на песке (пальцем, кисточкой); отпечатки на песке; лепка объёмных фигур; изготовление фигур с использованием формочек; создание сюжетных картин из песка и другое. Особо интересными занятиями могут стать итоговые, на которых получатели социальных услуг создают свои собственные композиции. В структуру занятия обязательно включение пальчиковой гимнастики. 3. Анималотерапия представляет собой посещение животных в контактном зоопарке на территории учреждения. В структуру занятия анималотерапии может войти беседа или загадка о животном, в гости к которому собрались; игра, где загадано животное; просмотр отрывка фильма о животном, у которого были в гостях; сказки о животных; игры с использованием игрушек животных и многое другое, и конечно, сам поход в контактный зоопарк. В контактном зоопарке уже напрямую происходит знакомство с животным, его повадками, условиями проживания и другое, и что самое важное, происходит тактильное общение. 4. Музыкально-танцевальные упражнения представляют собой индивидуальные или групповые занятия по разучиванию ритмичных и танцевальных упражнений и игр. На таких занятиях используется свободный танец, парная импровизация, музыкальные движения и т.д., а также музыкально-танцевальные игры: танец по частям, фауна, отзеркаливание, игры по подражанию (выполнение различных движений кистями и пальцами рук) и другие. Рекомендуется использование дыхательной гимнастики на занятиях. 5. Знакомство с разнообразием подвижных игр («Нитка, иголка и узелок», «Кошка и мышка», «Третий лишний» и другие) идёт постепенно. Игры отрабатываются в течение некоторого времени, проходя несколько этапов: 1. Знакомство с подвижной игрой. 2. Игра предлагается инструктором по труду/воспитателем. 3. Получатели услуг проявляют инициативу и сами предлагают поиграть в ту или иную подвижную игру. Проходя все этапы, подвижные игры крепко закрепляются и входят в повседневный досуг. При делении на команды рекомендуется «смешивать» получателей услуг второй и третьей групп ухода. Таким образом, все направления программы имеют двигательный и социальный аспекты: двигательная деятельность реализуется при подвижных играх, при музыкально-танцевальных упражнениях, пальчиковой гимнастики; социальная активность - на занятиях происходит общение между участниками практики внутри группы и между другими группами ухода. |
6. |
Описание механизма реализации. |
Алгоритм действий по реализации практики: 1. Проведение типизации. 2. Анализ результатов типизации: выделение групп ухода. 3. Обобщенный анализ занятости получателей услуг в каждой группе ухода. 4. Поиск форм и методик подержания социальной и двигательной активностей для получателей услуг 4 и 5 степеней. 5. Разработка программы «Признайте меня ценным». 6. Реализация программы на практике. 7. Контроль и регулирование реализации программы. Локальные нормативные акты учреждения, фиксирующие практику: 1. Приказ о проведении типизации от 24.06.2019г. № 151-1 (п.1) 2. Карты оценки функционального состояния гражданина 3. Приказ о реализации программы «Признайте меня ценным» от 13.01.2020г. № 3-02 |
7. |
Организационная и управленческая модель |
Данная практика апробируется в учреждении на основании программы «Признайте меня ценным», карт оценки функционального состояния получателей услуг (4 и 5 степени), индивидуального плана реабилитационной работы. Нормативно-правовые акты учреждения по закреплению зон ответственности за исполнителями: 1. Приказ о реализации программы «Признайте меня ценным» от 13.01.2020г. № 3-02. Управление процессом применения практики подразумевает контроль со стороны заведующего отделением социальной реабилитации, который является ответственным лицом за реализацию программы «Признайте меня ценным». Периодичность обсуждения процесса и результата реализации практики: раз в квартал. Практика подразумевает следующие формы отчетности – фотоотчет, табель учета охвата получателей услуг, Дневник наблюдений, годовой отчет о реализации программы. Управление коммуникациями и информационным обменом при реализации практики подразумевает использование современных информационных технологий: создание группы в вайбере для информационного обмена и обратной связи. Раз в квартал происходит обсуждение процесса и результата реализации практики на «мини-совет», где сотрудники реализующие практику высказываются о трудностях по исполнению программы, о достигнутых положительных моментах. При необходимости корректируется дальнейшая деятельность по выполнению программы. Организация контроля и оценки эффективности. Программа подразумевает следующие формы контроля и оценки эффективности: 1. Посещение занятий и контроль ежедневного планирования для контроля количества запланированных и фактически проведенных занятий по программе. 2. Анализ табеля учета охвата проживающих для контроля охвата получателей услуг третьей группы ухода (не менее 90%). 3. Анализ фотоотчета для контроля обеспечения занятости. 4. Анализ и контроль ведения Дневников наблюдения для контроля фиксации изменений у получателей социальных услуг. 5. Годовой отчет о выполнении программы для контроля и самоконтроля качества реализации программы. |
8. |
Показатели результативности практики |
Охват практикой получателей услуг 4-5 групп ухода на 1 января 2022г. составил: Посещение занятий по мульттерапии, анималотерапии, песочной терапии: 42 получателя услуг из 53 (79 %). Посещение танцевально-музыкальных занятий: 28 получателей услуг из 53 (52,8 %). Участие в подвижных играх: 48 получателей услуг из 53 (91 %). Опишем качественные результаты в выделенной категории получателей услуг, которые произошли в результате применения практики: 1. Активизировались собственные возможности получателей услуг: в целевой группе выделились юноши и девушки, которые увлеклись танцами: вальсирующая пара и танцующая группа девушек. Теперь они стали подготавливать концертные номера к показу. А в декабре 2020г. вальсирующая пара в составе юноши и девушки с синдромом Дауна участвовали в региональном конкурсе «Танцуй ради жизни». Дуэт «Дети Солнца» в номинации «Бальный танец» занял 1 место. 2. Подвижные игры вошли в повседневный досуг. 3. Уровень общения между получателями услуг вырос: общение внутри группы ухода перешло во внешнюю коммуникацию – с получателями услуг других групп ухода. Описание практики представлено следующими материалами: - программа «Признайте меня ценным» - видеопрезентация с аудио комментариями В общественном сознании сотрудников по отношении к выбранной категории получателей услуг произошли изменения: 1. Перед сотрудниками раскрылись возможности получателей социальных услуг третьей группы ухода: девушки и юноши стали активнее участвовать в массовых мероприятиях учреждения. 2. Персонал отделения социальной реабилитации стал чаще привлекать получателей услуг из целевой группы в активную педагогическую деятельность. |
9. |
Информация о публикациях о практике в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ссылка на публикацию) |
Марафон социальных практик (март 2020г.) http://umc.webtm.ru/pages/msp-v-sdu-2021.html |